Как в СССР появилось ралли



После окончания Второй Мировой войны в Советском Союзе начала активно развиваться не только «скоростная» тема, но и некоторые другие направления, в числе которых точно были кольцо, ипподром и ралли.

Начало. В СССР поддерживалось занятие любыми видами спорта, так как физически развитый человек являлся отличным работником и строителем коммунизма. Одновременно с этим, высокие обороты набрала и автомобилизация всей страны, поэтому два пути неизбежно должны были пересечься. Все началось с того, что некоторые автомобильные энтузиасты начали принимать участие в гонках на «Москвичах» и, несколько реже, «Победах» практически в стандартной их комплектации.

Проводились подобные соревнования на трассах в форме кольца, с асфальтовым либо грунтовым покрытием. Особая же привлекательность состояла в том, что задача участников была не просто проехать определенное число кругов на время, а занять именно призовое место, результатом чего часто становились помятые крылья, разбитые фары и стекла, и даже вылеты с трассы с последующим переворотом.


Представители разного рода спортивных организаций старались выяснить, кто же из них умеет ездить на автомобиле лучше. Но немалая часть успеха зависела еще и от того, насколько велика материальная база предприятия, занимающегося подготовкой машины, поскольку на голом энтузиазме уехать далеко не получится. Сказывалось также и минимальное количество опыта, поскольку советские спортсмены только делали первые шаги в мире автогонок.

«Точкой начала» отечественного ралли можно считать 15 октября 1956 года, когда Центральный автомобильный клуб был принят в полноправные члены FIA. Первый же официальный заезд, на линию старта в котором вышло более 1000 экипажей, состоялся в мае 1957 года в Тушино.


Упор на «Москвич». 50-е годы в этом плане оказались откровенно провальными, но, по их итогам, были сделаны верные выводы. В гоночных заездах практически безальтернативным вариантом ставки стал «Москвич». Мотор «Запорожца» не дотягивал по мощности, а «Волга» для перевозки партийных работников имела слишком большой вес.

В этой ситуации совсем неудивительным оказался тот факт, что наиболее сильной командой на территории СССР и основой для сборной страны по ралли стала команда завода МЗМА (позже — АЗЛК).

Успешность выступления «Москвича» на трассах для ралли имеет достаточно простое объяснение: под капотом у него находился пламенный мотор с верхним расположением распределительного вала, полусферической камерой сгорания и необычным расположением клапанов (под углом друг к другу).

Из объема рабочей камеры в полтора литра даже в стандартной версии разработчикам удалось выжать 75 л.с., что является отличным показателем. После доработок его мощность повысилась до 120-150 л.с.

Марафон. Испытанием для автомобиля в 1968 году стало участие советских гонщиков в марафоне «Лондон- Сидней» длиной 16 тысяч километров. Несмотря на непростые условия дороги, сильных соперников и многие другие факты, до финиша смогли добраться все машины. Командный зачет показал занятое 4-е место.


Заключение. В дальнейшем участие в различных международных гоночных заездах принимали и автомобили «Жигули». Окончательно все точки над i были расставлены в 80-е годы, поскольку на трассах началось господство переднего или полного привода, а классическая компоновка доживала последние дни.


Источник: https://car.ru