GMC CCKW – грузовик времен Великой Отечественной войны



Сегодня я продолжу рассказ о машинах, которые были привезены в СССР из США в годы Второй Мировой Войны по договору ленд-лиза.


А сегодняшний герой рассказа, наверное, самый совершенный в техническом плане, конечно, для своего времени, автомобиль GMC со сложной аббревиатурой CCKW, или, как его еще прозвали американские солдаты, «Джимми». Конечно, сравнить его с составлявшими львиную долю ввезенных Studebaker, Willys, Dodge, Chevrolet и Ford нельзя, но всё же, он внес свой вклад в победу и последующее восстановление народного хозяйства CCCР. Интересно, что именно эта машина была основным грузовиком армии США: их произвели только в армейской версии более 600 тысяч единиц. Разработали машину в 1940 году, а к 41-му – модернизировали. Именно она принимала участие в высадке союзников в Нормандии. Как следует из названия, GMC – это продукт корпорации General Motors, вернее её грузового отделения. А вот целая россыпь букв – CCKW, скрывает за собой следующее: «С» – модернизированная модель, вторая «С» – обычная кабина (позднее появились африканские варианты, без крыши, лишь с брезентовым верхом и без дверей), «К» - полный привод, «W» - наличие двух задних мостов. Потом следовали три цифры – 352 и 353. Они обозначали длину колесной базы.


Что касается техники, то под капотом стоял довольно совершенный, рядный, шестицилиндровый, верхнеклапанный мотор мощностью 90 лошадей. У того же Studebaker US6 он был более устаревшим. Но в условиях СССР, при отсутствии качественного топлива и масел такой силовой агрегат был более востребован. А еще у GMC же была пятиступенчатая коробка с «овердрайвом» и двухступенчатая раздатка. Передний мост, при движении по дороге с твердым покрытием был не нужен. Да и топливо можно было экономить. Но к нам такие машины почти не попадали. РККА довольствовалась машинами с приводом только на задние колеса. Его очень часто путают с моделью US6 от Studebaker. Дело в том, что для армии производились очень похожие машины, по упрощенной схеме. Крылья без особого излома, стоящая прямо радиаторная решетка, квадратная кабина. Только подойдя ближе, понимаешь, что GMC и «студер» все же разные. У продукта GM сама кабина намного уже, и, соответственно, места в ней было меньше. Особенно для пассажира: ему мешали рычаги трансмиссии. Но автомобиль уже в базе оснащался отопителем кабины - роскошь по тем временам несусветная, а еще и тормозами с гидравлическим усилителем.


К нам даже попадали машины с пулеметной турелью на крыше. К 1943 металлический пол кузова заменили на деревянный – так было дешевле, и тогда же появилась «тропическая» или «африканская» кабина. Была у машины еще одна особенность. Запасок было две штуки – в сложных дорожных условиях их можно было закрепить на передних колесах. То есть в обычном состоянии трехосная машина оснащалась десятью шинами, но при необходимости их могло стать 12. По некоторым данным, к нам попало порядка семи тысяч машин этого типа. И вот что трогательно - как правило, американские автомобили поставлялись вместе с наборами инструментов, так как у нас метрическая система, а там дюймовая. Плюс, еще присылались методички, где подробно описывалось, как ремонтировать машину, и там же была шкала, позволявшая перевести мили в километры в час, и Форенгейты в Цельсии. Завершая цикл программ про военные грузовики, доставшиеся нам по ленд-лизу, я хочу сказать спасибо нашим американским партнерам, нашим союзникам за неоценимую помощь в той страшной войне.


Источник: https://www.silver.ru